Б. Сухаревский переулок. д. 11, Москва | Пн-Вс: 9:00-18:00
Позвонить! Написать

Органы по сертификации: цели и обязательства

Орган по сертификации – организация, официально признанная с помощью аккредитации на независимость и компетентность, имеющая право осуществлять сертификацию однородной продукции в конкретных областях аккредитации, которые утверждаются на основании номенклатуры сертифицируемой продукции нормативными документами, используемыми при сертификации.

Сертификационный орган, обладающий личной испытательной лабораторией, называется «сертификационным центром (центр по сертификации)»

В качестве сертификационного органа могут быть аккредитованы любые организации различных форм собственности: государственные, частные, муниципальные и иные.

Сертификационный орган, обладающий личной испытательной лабораторией, называется «сертификационным центром (центр по сертификации)». В центр сертификации могут быть включены представители общественных объединений или органов местного самоуправления.

Каждый орган по сертификации регистрируется в государственном реестре с выдачей свидетельства и присвоения индивидуального кода.

Для обеспечения максимально объективного подхода к сертифицируемому объекту органы сертификации имеют независимую основу, поскольку они не могут быть причастны к сторонам-участницам процедуры сертификации: покупатель, продавец, производитель.


Органы сертификации по законодательно прописанным результатам экспертиз, исследований и иных процедур производят выдачу соответствующих разрешительных документов. Основными среди них в системе российской сертификации являются:

  • сертификаты соответствия;
  • декларации о соответствии;
  • сертификаты пожарной безопасности.

В целом процесс сертификации в зависимости от назначения и специфики изготавливаемой продукции имеет обязательную и добровольную форму. При этом обязательному соответствию подлежит продукция, связанная с безопасностью жизни и здоровья людей, а также окружающей среды. Данную продукцию систематизируют в номенклатуре, которая содержится в специальном реестре.


Выбор органа сертификации проводится согласно существующим реестрам на основании применяемой системы сертификации, а именно:

  • при выборе органа аккредитованного в системе ГОСТ Р используют Единый реестр организаций, получивших аккредитацию от Федерального агентства по техрегулированию и метрологии;
  • при выборе органа сертификации систем качества, аккредитованного в российской системе сертификации, за исключением ГОСТ Р используют Единый реестр зарегистрированных систем сертификации на добровольной основе;
  • при выборе органа сертификации, аккредитованного в зарубежной системе сертификации, пользуются Единым реестром сертификационных органов и аккредитованных лабораторий на территории стран ТС.

Данные перечни публикуются в открытом доступе на официальных государственных сайтах.

Функции органов по сертификации

В задачи сертификационных органов входит следующий перечень мероприятий:

  • приём и последующая проверка поданного пакета документации от заявителей;
  • привлечение аккредитованных испытательных лабораторий для выполнения исследований типовых образцов на договорной основе;
  • осуществление всестороннего контроля над объектами сертификации с помощью анализа состояния производства или правильного функционирования системы сертификации качества (если это предусматривает схема сертификации);
  • ведение и составление реестра выданных ранее сертификатов;
  • своевременное информирование органов госконтроля над соблюдением требований ТР товаров, поступивших на сертификацию, однако не прошедшего его успешно или при приостановлении действия сертификата;
  • предоставление информации заявителям о порядке проведения процедуры обязательной сертификации;
  • выдача сертификатов, прекращение или приостановление действия ранее выданных сертификатов;
  • осуществление отбора образцов в целях осуществления сертификации и дальнейшее предоставление их действующим аккредитованным лабораториям;
  • определение и расчёт стоимости работ по сертификации;
  • контроль уплаты различных платежей;
  • рассмотрение апелляций и жалоб.

Помимо этого кроме выдачи государственных разрешительных документов и проведения сертификации органы предоставляют ряд дополнительных услуг, связанных с теми видами их деятельности, на которые действует государственная аккредитация:

  • оформление отказных писем;
  • проведение процессов сертификации систем менеджмента;
  • ведение разъяснительных работ на местах;
  • разработка технических условий и др.

Каждый сертификационный орган для обеспечения беспристрастности принимаемых решений должен нести полную ответственность за достоверность выданных сертификатов. Работа всех региональных центров координируется Центральным органом сертификации, осуществляющим общий контроль и отчётность.

Требования, предъявляемые к органам по сертификации и их обязательства

В основе законодательной и нормативно-правовой базы, которая определяет обязанности сертификационных органов при проведении качественной оценки соответствия различных видов продукции лежит ФЗ о техническом регулировании. На основании данного закона осуществлять сертификацию и декларирование соответствия имеют право лишь органы по сертификации, имеющие соответствующий аттестат аккредитации в конкретной области.

В статьях закона указываются общие положения о процедуре аккредитации, осуществляемой в целях:

  • обеспечения полного доверия заявителей (продавцов или производителей) к деятельности выбранных сертификационных органов;
  • гарантия сохранности информации, полученной от аккредитуемых организаций;
  • обеспечение условий успешной конкуренции соискателей;
  • подтверждения компетентности сертификационного органа.

Выдачу полномочий осуществляет специализированная государственная структура, называемая Национальным органом аккредитации, в состав которого входят высококвалифицированные специалисты разных профилей сертификационной деятельности.

Нормами федерального закона и специальным Постановлением Госстандарта также устанавливаются требования к органам, проводящим сертификацию, включая их обязательства и ответственность за их нарушение перед заявителем:


Организация, претендующая на функционирование и аккредитацию в качестве сертификационного органа однородной продукции должна располагать необходимыми документированными процедурами и средствами, позволяющими осуществлять сертификацию, в том числе:

  • высококвалифицированный персонал, прошедший специальную подготовку;
  • актуализированный фонд нормативной документации и методов испытаний на сертифицируемую продукцию;
  • административную структуру и условия (возможности) для эффективного управления данной системой сертификации, организации испытаний и выполнения инспекционного контроля над продукцией, прошедшей сертификацию;
  • организационную и методическую документацию, устанавливающую порядок и правила сертификации продукции, включая процедуры рассмотрения отмены (или временного приостановления) и апелляций действия сертификата и знака соответствия;
  • реестр сертифицированной продукции.

Требования к персоналу:

  • сертификационный орган должен иметь постоянный персонал для исключения возможности его контроля лицами, коммерчески заинтересованными в результатах сертификации;
  • руководитель и специалисты органа, выполняющие работы по инспекционному контролю и испытаниям должны пройти аттестацию экспертами-аудиторами Системы. Руководитель органа назначается после согласования с Госстандартом России;
  • сотрудники органа должны иметь необходимую компетентность для осуществления своих непосредственных обязанностей. Для этого проводится учёт сведений об обучении, квалификации и профессиональном опыте каждого работающего;
  • деятельность персонала должна проводиться в соответствии с утверждёнными должностными инструкциями;
  • при использовании субподрядных работ сертификационный орган должен быть уверен в используемых данной организацией технических средствах и соответствии работ установленным требованиям.

Требования к документации – орган по сертификации должен иметь полный комплект организационных и методических документов, называемый «Руководство по качеству», содержащий:

  • описание юридического статуса органа;
  • данные об организации деятельности (устав, полномочия, процедуры, правила);
  • заявление о политике в сфере качества;
  • фамилии, квалификации, полномочия и опыт работы нештатного и штатного персонала;
  • информация о повышении и обеспечении квалификации сотрудников;
  • описание процедуры анализа и оценки результатов испытаний продукции;
  • данные об используемых средствах испытаний, порядке инспекционного контроля, перечне субподрядчиков;
  • должностные инструкции персонала;
  • сведения о правилах подачи и дальнейшего рассмотрения апелляций.

В системе качества может быть аккредитовано одновременно несколько органов сертификации одного вида продукции. При этом заявителю предоставляется право выбора своего сертификационного органа.