Б. Сухаревский переулок. д. 11, Москва | Пн-Вс: 9:00-18:00
Позвонить! Написать

Принципы и особенности технического регулирования

Через активную деятельность государства в сферах стандартизации и оценки соответствия проявляется его главенствующая и регулирующая роль на потребительских рынках страны. В данном случае под регулированием понимаются действия государства, организующие и определяющие поведение хозяйствующих субъектов на рынках с помощью установленных правил и норм.

На современном этапе активного развития рыночных отношений торговый посредник и производитель, стремящиеся к успешному выходу на рынок, победе в конкурентной борьбе и в поднятии репутации торговой марки, заинтересованы в выполнении:

  • рекомендуемых и обязательных требований, предъявляемых к качеству выпускаемой продукции, устанавливаемых в стандартах и техническом законодательстве;
  • подтверждения соответствия качественных характеристик продукции требованиям обязательного (или рекомендательного) характера и системам качества через декларации и сертификаты соответствия.

Перечисленные документы (декларации и сертификаты соответствия, техническое законодательство, стандарты) являются итоговым результатом деятельности, называемой техническим регулированием. Другими словами, техническое регулирование – это свод правил по правовому регулированию в трёх областях защиты качества продукции – стандартизация, техническое законодательство и подтверждение (оценка) соответствия.

В целях создания основ единой политики в сферах стандартизации, технического регулирования и сертификации, отвечающей современным, действующим международным требованиям был принят Федеральный закон о техническом регулировании, на основании которого появились новые правовые нормы, прежде всего технические регламенты, значительно изменяющие повседневную экономическую жизнь РФ. Формирование, таким образом, в стране комплекса ТР направлено, в первую очередь, на использование результатов научной и технической деятельности, а также защиту национальных разработок в интересах отечественной экономики и обеспечения технологической безопасности государства в целом.


Формирование системы техрегулирования в России позволяет достичь следующих задач и целей:

  • снижение экономического и административного давления на изготовителя;
  • создание двухуровневой нормативной документации для чёткости и ясности во взаимоотношениях на рынке;
  • увеличение уровня эффективности защиты существующих потребительских рынков от наличия опасной продукции;
  • расширение возможностей компаний и предприятий в выборе коммерческих решений на основе устранения дублирования процедур и избыточных требований сертификации;
  • отсутствие технических барьеров в торговли;
  • достижение европейского уровня безопасности производства на основе обязательного и добровольного подтверждения соответствия действующим стандартам;
  • всевозможное стимулирование развитие экономики.

Немаловажной целью принятия законодательных норм о техническом регулировании является сопоставление и приведение российских процедур сертификации и стандартизации в полное соответствие с действующими требованиями ВТО.

Основные принципы технического регулирования

Техническое регулирование создаёт основы для решения двух комплексных задач:

  • регулирование внутреннего рынка – выработка механизмов формирования требований к товарам и оценки его соответствия для повышения конкурентоспособности товаров и повышения экономики в целом. При этом государство устанавливает требования безопасности, а потребительские свойства и характеристики формируются рынком. Главной задачей государства в подобном случае является создание равных и благоприятных условий для участников рыночных отношений;
  • создание условий для успешного развития внешней торговли – вызвано проблемами глобализации, которые заключаются в выработке механизмов технического регулирования с учётом гармонизации правил, установленных международным сообществом.

На основании данных задач можно условно выделить несколько основных принципов технического регулирования:

  • соответствие системы техрегулирования уровню развития отечественной экономики. Устанавливаемые в ТР требования должны иметь минимально необходимые для общего достижения целей регулирования;
  • обязательность и единство к выполнению ТР на всей территории России;
  • использование единых правил по установлению требований к выпускаемо продукции;
  • установление в ТР эксплуатационных характеристик;
  • использование национальных стандартов в качестве доказательной базы исполнения требований ТР;
  • формирование механизмов технического регулирования согласно оценке рисков применения продукции;
  • независимость сертификационных органов и органов аккредитации от производителей, потребителей или продавцов;
  • недопустимость совмещения деятельности по сертификации и аккредитации (полномочий сертификационных органов и органов государственного надзора).

На основе принятых соглашений о единых правилах в области технического регулирования странами-участницами ТС также предопределены основные цели и задачи оценки соответствия.


Так, техническое регулирование в Таможенном союзе имеет несколько принципов:

  • проведение согласованной политики в сфере технического регулирования – основано на соглашениях ЕврАзЭС. Не распространяется на использование и установление санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • установление единых ТР ТС – на продукцию и товар, включенных в единый реестр;
  • применение национального законодательства – до вступления в действие техрегламентов ТС;
  • недопущение утверждения обязательных требований в национальном законодательстве по отношению к продукции, не включенной в единый перечень.

Разработка новой законодательной базы на основе перечисленных принципов позволяет достичь оптимальной правовой формы, определяющей государственный контроль над изготовлением товаров и продукции, который предотвращает нанесение вреда здоровью и жизни человека, собственности и окружающей среде.